Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ
СТАТЬИ

РАССКАЗЫ

КОНТАКТЫ

Александр Копытов. Котлован

Осень 1941 г. деревня Мисколово Гжатского района Смоленской области. Жители с тревогой наблюдают как с запада, утрамбовывая свежевыпавший снег, приближается моторизированная колонна немецких войск. Головной колесно-гусеничный транспортер остановился в начале единственной улицы деревни, в полуоткрытой рубке появился молодцеватый офицер лет тридцати пяти и по-немецки обратился к собравшимся жителям: "Внимание! Я, капитан Михаэль фон Герихтен, командир отдельной мотострелковой части, рад приветствовать вас от имени германского командования в связи с освобождением от коммунистического гнета!" переводчик в чине унтер-офицера дословно повторил фразу по-русски. Капитан продолжал: "Вы можете продолжать заниматься своими делами, ходить на работу: правление колхоза и председатель остаются, и будут выполнять свои функции. Треть урожая в определенный моим заместителем день будет изыматься в пользу Германии. Завтра в 12-00 вы должны представить мне выбранного вами старосту и двух человек для организации на вашей территории полиции, которая будет осуществлять охрану, следить за порядком и организовывать людей для выполнения некоторых общественных работ. Правила поведения на освобожденной от коммунистов территории будут наклеены в виде листовок на каждом доме. За нарушение данных правил каждый будет, подвергнут определенному наказанию. Жесткость наказания будет определена по закону военного времени. В течение часа в каждый дом будут определены на постой по два солдата, дом, где буду жить я, выберу сам. А сейчас прошу всех разойтись по домам и оставаться там до прихода постояльцев.
Переводчик, озвучив речь по-русски, поспешил за направляющимся к крайнему дому капитаном.
За три дня на задворках крайнего дома, где поселился капитан, вырос трехметровый глухой дощатый забор, сорок на сорок метров. По верху забора была натянута в несколько рядов колючая проволока. На четвертый день военнопленные русские солдаты начали рыть котлован. За неделю круглосуточной работы котлован был вырыт. И по начавшей подмерзать заснеженной земле к месту работ потянулись нагруженные бревнами сани. (Чтобы особенно не нагружать себя наклонами, немецкие солдаты пилили деревья не снизу, а на уровне пояса, оставляя после себя пни высотой в метр).
Из бревен рубили четыре сруба семь на семь метров и четыре метра в высоту. Затем срубы разбирали, обработали бревна каким-то жидким составом и собрали в котловане, приставив, друг к другу так, что получился квадрат со стороной равной четырнадцати метрам. Сверху сооружение прикрыли бревнами в три наката и насыпали метровый слой грунта. После завершения данного этапа работ ни один военнопленный и местный житель на огороженную территорию допущен не был и что там происходило - тайна.
За каждым домом в деревне был закреплен определенный участок дороги, который надо было регулярно очищать от снега, и по рассказу очевидцев каждый день на место строительства приезжало по три- четыре грузовика, а что в них было, никто не знал. (Поговаривали, что это строили склад для снаряжения и боеприпасов и машины возят снаряды и патроны). Через месяц количество приезжающих грузовиков уменьшилось до двух в неделю.
Однажды вьюжной январской ночью в дом, где жил староста, как снежный ком ввалился переводчик-унтер и стряхнув с себя целый сугроб, закричал: "Просыпайся дед! Собирай людей. Срочно. Машины застряли надо расчистить дорогу. И почему дверь не заперта?" "А кого мне бояться-то? Мне уже девяносто скоро. Кому я нужен?"
Через полчаса практически все трудоспособные жители орудовали лопатами возле грузовиков.
Вдруг небо озарилось ярким светом - это ночной бомбардировщик сбросил осветительные бомбы. Они медленно спускались на парашютах, освещая дорогу, машины и людей, которые заворожено, смотрели на этот неестественно яркий свет, отражающийся от свежевыпавшего снега. "Прочь от машин! Бегом! Кричал унтер по-русски и по-немецки. Солдаты, старики, женщины и дети бросились врассыпную. Через минуту один за другим прогремело два взрыва, одна машина загорелась, другую разнесло в клочья. Третьего захода самолет не сделал.
Вскоре на месте происшествия появился капитан с взводом солдат и приказал немедленно разойтись по домам, а солдатам собирать разбросанные взрывом тюки с материей и относить их на склад. Горящий грузовик приказал не тушить, так как пламя хорошо освещало местность и помогало работе. Затем догоревший грузовик забросали снегом и стали сбрасывать с почти сгоревшего кузова рулоны материала, который, по всей видимости, был негорючим, зато нагрелся так, что, падая в снег, расплавлял его и, шипя, проваливался до самой земли.
Утром капитан приказал собраться всем жителям и объявил, что не удалось найти один рулон очень ценного материала, и если кто-то взял его себе, обязан вернуть его добровольно, а иначе, если этот рулон будет найден у кого-либо дома - вся семья понесет очень строгое наказание. Тому, кто найдет материал в поле, на месте бомбежки, будет выдано большое вознаграждение.
Однако тщательный обыск и трехдневные поиски результатов не дали: рулон бесследно исчез.
Некоторые странные факты жизни деревни стали замечать не только местные жители, но и сами солдаты оккупационных войск. С тех пор, как завершилось строительство и до конца оккупации на деревню в радиусе километра от ее крайнего дома (там, где был объект) не упала ни одна бомба (кроме ночного происшествия с грузовиками), ни один снаряд. Не сгорело ни одного дома, не погибло, не умерло, а также не угнали в Германию ни одного человека. Соседние деревни почти полностью выгорели, много людей погибло во время бомбежек и артобстрелов, много было угнано в Германию, некоторые были повешены или расстреляны.
Артиллерийские снаряды и реактивные снаряды от "Катюш" пролетали над деревней или в стороне, воздушный бой неизвестно где начавшийся и приблизившийся к деревне всегда заканчивался уходом противников на свой аэродром. Весной 1942 года немецкий истребитель М-109 пролетая на малой высоте над деревней, вдруг резко потерял управление и упал в кустарник в двух километрам южнее деревни. Пилот чудом остался жив, самолет развалился и его топливный бак в последствии долго служил в общественной бане в качестве емкости для нагревания воды паром. Бак установили в верхнем углу, к нему подвели трубы для подвода холодной воды и отвода горячей. Пар от парогенератора подавался сверху, бак громко хлопал, вода бурлила. Интерьер бани до сих пор у меня в памяти.
Зимой в начале 1942 года вблизи деревни остановилась военная часть, состоящая в основном из финнов, и несколько финских солдат пришли поживиться провиантом. Начали вламываться в дома, угрожать оружием, отбирать все, что они считали им нужно, избили 80-ти летнего старика. Капитан приказал их арестовать и увести. Это был единственный случай грабежа.
Дед моего отчима, который жил в близлежащей деревне был повешен крюком за подбородок.
Но самым странным в этой истории был сам капитан Михаэль фон Герихтен. Он никогда ни на кого не кричал, разговаривал всегда спокойно и уверенно, его серо-голубые глаза всегда светились каким-то мощным жизненным светом и располагали к общению, казалось, он хорошо понимал по-русски, но никогда не произнес в присутствии местных жителей ни одного русского слова и всегда пользовался услугами переводчика. Всегда был чисто выбрит и очень аккуратно одет. Он купался одетым в шелковое нижнее белье, не боясь холодной воды. Навскидку с двадцати метров из "Вальтера" вгонял практически "пуля в пулю" в прикрепленную на ветле мишень. Поговаривали, что к нему захаживала местная красавица, но точно никто подтвердить не мог.
За неделю до ухода немцев из деревни капитан ездил в соседнее село Клушино, вернувшись к вечеру, он собрал в доме, где жил (дом принадлежал сестре моей бабушки) всех ее родственников. Там оказались: моя мать 1936 г.р., моя бабушка 1913 г.р., моя прабабушка 18.. г.р. Переводил унтер: "Мы скоро уйдем. Вероятно уже навсегда. В селе Клушино живет мальчик, о котором через некоторое время узнает весь мир. Мальчик этот - Юрий Гагарин, сын Алексея Гагарина. В вашей семье тоже может родиться очень известный человек".
Передовые части Красной Армии появились внезапно, под вечер. Боевые аэросани, натужно гудя моторами, мягко скользили по гладкой весенней грязи. Фронт откатывался на запад. Люди селили к себе родственников из сгоревших деревень. Кое-кто пытался раскопать предполагаемый склад, надеясь найти что-нибудь из вещей или провианта, но на месте объекта остались только срубы, заполненные грунтом.
В 1950 году в деревне построили кузнецу и пригласили кузнеца из Гжатска. Кузнец был всегда небритым, от него пахло самогоном, но до упаду и драки никогда не напивался и никогда не отказывал в помощи. За неуловимое сходство с немецким капитаном получил прозвище "Михмель". Около 15 лет прожил "Михмель" в деревне, затем все жители разъехались по другим деревням, селам и городам. Дома получше были разобраны и увезены для перестройки, а ветхие разобрали на дрова. Кузнец куда-то уехал и больше о нем никто ничего не слышал.
1961 год. Лето. Деревня Мисколово Гжатский район Смоленской области. Мне идет четвертый год. Во время игры с детьми меня толкнули и, падая, я порезал мизинец, на левой руке схватившись за острую, как бритва осоку. Порез оказался очень глубоким, потекла кровь, я заплакал и побежал домой. "Ну! Чего плачешь, Сашка?" Я поднял глаза и увидел перед собой местного кузнеца по прозвищу "Михмель". "Вот!" Сквозь слезы выдавил я и вытянул вперед руки, повернув их вверх ладонями. "Михмель" слегка надавил на мизинец, подул и сказал: "Вот и все зажило". Боль мгновенно прошла, и от пореза остался только маленький шрам. Слезы высохли сами по себе. Потом, покрутив мои ладони в своих руках, добавил: "А ладони-то у тебя разные!" "Да. Разные, левая и правая" - сказал я. "Михмель" засмеялся, в его серо-голубых глазах забегали огоньки, и больше ничего не сказав, он быстрым шагом пошел к своему дому. Только спустя 30 лет я осознанно убедился, что у меня действительно основные линии левой и правой ладони отличаются по количеству и виду.
Май 1972 года. Деревня Юрино (5 км от деревни Мисколово) Гагаринский (Гжатский) район Смоленской области. Мне идет пятнадцатый год. Изо всех сил кручу, педали и мчусь на велосипеде к месту посадки сельскохозяйственного АН-2. Самолет стоит на клеверном поле, вокруг него суетятся пилоты, механик роет лопатой яму.
Давайте помогу, - предложил я, механик посмотрел недоверчиво, но лопату отдал. В то время я был уже в хорошей физической форме, занимался штангой и гирями и тяжелый физический труд доставлял мне удовольствие. Когда яма была готова, в нее опустили бревно, к которому был привязан стальной трос, ко всему прочему бревно повернули в горизонтальной плоскости, чтобы оно вошло в специально подрытые ниши. Все засыпали землей. На поверхности осталось часть троса, к которому потом на ночь привязали самолет. "Зачем?"- спросил я. "Чтобы ветром не сдуло", - ответил механик.
Все свое свободное время я проводил рядом с самолетом, помогая обклеивать специальной тканью кромки киля и стабилизаторов, стирал смоченной в бензине тряпкой месиво от налипших комаров, с помощью электрического насоса заправлял баки бензином, и конечно в нарушение инструкций меня брали в полеты, где я стоял, держась за кресла пилотов. Однажды второй пилот встал со своего места, подтолкнул меня к правому креслу и сказал: "Представь, ты остался один в самолете, топлива мало и надо быстро вернуться на базу. Кстати, где она?" "Здесь!" не думая, крикнул я и показал рукой вниз. Посадочная полоса была действительно под нами. С этого момента у меня открылось чувство пространственной и временной ориентации: где бы я ни находился в данный момент: в воздухе, под землей, в лесу, на поверхности моря, под водой - я чувствую направление и знаю, куда мне двигаться, чтобы добраться до цели.
К пятнадцати годам я мог уверенно управлять автомобилем, мотоциклом, а на тракторе (колесном) работал наравне с взрослыми и мог выполнять практически все виды сельскохозяйственных работ и знал устройство и принцип работы всех комбайнов и многочисленных сельскохозяйственных машин.
Дети, которые родились и жили в деревне, с малого возраста приучались к труду, росли крепкими и были "на ты" с техникой, так как механизаторы во время каникул всегда брали мальчишек с собой, и процесс общения проходил в рабочих полевых условиях. Да и вообще, стыдно было слыть неумехой и лентяем. Курильщики и любители выпить авторитетом не пользовались.
Самолеты в моей жизни заняли особо почетное место. Я изучал законы аэродинамики, устройство самолета, знал название и характеристики практически всех отечественных и зарубежных самолетов, начиная, с самолета Можайского и особенно любимая тема: боевые машины периода второй мировой войны.
Я в кресле второго пилота мгновенно представил: я самолет. Руки сами потянулись к штурвалу, ноги к педалям. "Готов" - прохрипел я каким-то чужим голосом. Правая коленка предательски затряслась, но я плавно и мягко направил машину в левый разворот с небольшим креном. Качнулся и наклонился перед глазами горизонт. Увидел посадочную полосу. "Имитируем заход на посадку" - услышал я голос командира - "Не забудь про ветер" - добавил он. Я был так поглощен управлением, что даже не удивился, что со мной общаются не как с подростком впервые взявшем в реальном полете в руки штурвал, а как с уже состоявшемся пилотом. Через пятнадцать минут полета, мы с машиной уже начали понимать друг друга. А через два месяца во время обеда командир пошутил: "Вот, Саня! Я на пенсию, Генка на мое место, а ты вторым пилотом". Потом добавил всерьез: "Напишу письмо в училище, и когда окончишь школу, поедешь туда, и тебя примут без экзаменов. У меня там друг начальником, а возможно и сам буду там работать". "Нет, он не будет летчиком у него ладони разные и другое предназначение" - сказал механик, и в его голубых глазах заискрились огоньки. Все рассмеялись, приняв сказанное за шутку. "Михмель" почему-то промелькнуло у меня в голове, упоминал про разные ладони. Я четко увидел кровь на своем мизинце, почувствовал обиду на толкнувшего меня сверстника, вспомнил огоньки в глазах "Михмеля" но лица вспомнить не мог, как не могу вспомнить лица механика. Но разум быстро отбросил эту мысль. Так в 1961 году "Михмелю" было около сорока лет, а механик выглядел лет на тридцать пять. Конечно если бы "Михмеля" побрить он, может быть, выглядел моложе. Соответственно в 1972 году ему должно было быть за пятьдесят.
И действительно, я не прошел комиссию по зрению и соответственно пилотом не стал. По окончании сезона все улетели, но все равно я каждую ночь летал во сне.
Конец лета 2002 года. Место, где стояла деревня Мисколово. Я с трудом, по сваленной вековой ветле определил место нахождения дома сестры бабушки. Мелкой безымянной речушки уже не было, осталась только канава, заменившая русло речки. Ветла была спилена бензопилой и разрезана на три части. Продравшись сквозь высокую траву, залез на ствол и пошел по тому в сторону торчавшего пня. Посмотрев на срез, я увидел слегка торчащий медный штырь, который уходил вниз к корням, а на срезе со стороны ствола также обнаружил часть штыря. Было похоже, что очень давно на ветле была закреплена медная проволока, которая после оказалась внутри по мере роста ствола в ширину. "Вот почему не могли распилить дерево, испортили все режущие цепи и на все плюнули" - подумал я.
Первый раз вижу такой аппарат! Можно рассмотреть получше? Голос принадлежал человеку около 40 лет, одетому в камуфляжный костюм. За спиной висело охотничье ружье и рюкзак, впереди на шее - бинокль.
Деревня была покинута жителями в основной из-за отсутствия к ней какой-либо дороги. Ее окружали низкие топкие места, которые не просыхают даже летом в жаркую сухую погоду. Весной и осенью все окружено водой, а зимою все заметает снегом. Гусеничный трактор практически единственное транспортное средство. В 2002 году я разработал и изготовил свой третий шестиколесный вездеход, на котором я благополучно добрался до родной деревни.
Проговорив около получаса, мы расстались, я оставил Николаю (так он представился) свою визитку. Взглянув на нее, он хотел что-то сказать, но задумался, улыбнулся, в глазах засветились огоньки. "Что ж начало положено", - сказал Николай, засовывая визитку в нагрудный карман. "Начало чего?", - переспросил я. "Начало вездеходостроения", - весело сказал он. Мы обменялись рукопожатиями и расстались.
Вообще-то я не планировал постройки еще одного вездехода. Но после "Носорога" (так назван вездеход 2002 года), я построил еще два, получил патент, начал писать статьи в газеты и журналы. Практически раз в месяц приезжают с телевидения снимать мои вездеходы, а представители прессы пишут статьи и делают снимки.
Проанализировав цепь происходящих событий, я пришел к парадоксальному выводу: Немецкий капитан Михаэль фон Герихтен, "Михмель", механик АН-2, охотник Николай - одно и то же лицо!
Меня он узнал однозначно. И в 1972 и в 2002 году, но не признался. В течение трех лет я искал людей, которые имели хоть какое-то отношение в деревне Мисколово, "Михмелю", подробно расспрашивал их, разговаривал с матерью, вспоминал рассказы бабушки, отчима. Постепенно выстраивалась определенная картина, но и вопросов возникало все больше и больше.
Вопрос №1. Что построили немцы в деревне в 1941 году и зачем?
Действие устройства находящегося внутри объекта очевидно: деревня, ее жители и оккупанты не понесли никакого ущерба, а бои шли жестокие. Воздушные бои всегда заканчивались над деревней, но ни один самолет на деревню не упал, за исключением М-109, который рухнул недалеко и я предполагаю по причине воздействия на него данного устройства при очень низком полете. Т.е. данная катастрофа не случайность.
Вопрос №2. Если это устройство выполняло функции безопасности и мощного экранного поля-колпака радиусом 1 км, то зачем его установили в деревне, где не было сколько-нибудь значительного военного объекта?
Вопрос №3. Почему немцы вели себя так корректно по отношению к населению и даже охраняли от мародеров?
Вопрос №4. Откуда мог знать немецкий капитан, что в соседней деревне родится Ю.А.Гагарин?
Я, конечно, не ставлю себя на один уровень с первым космонавтом, но многого в жизни я тоже достиг. Ведь он предсказал мое рождение и имел сведения о моей будущей жизни.
Вопрос №5. Зачем он все это рассказал моим родственникам? Они, конечно, не поверили, но когда 12 апреля 1961 года объявили о Гагарине, поняли что это правда. Но их рассказам точно никто не верил.
Вопрос №6. Это просто была информация или преднамеренное программирование событий?
Вопрос №7. А сам "Михмель" (так я буду его называть) - почему не стареет? (Если конечно это он). Почему находится постоянно недалеко от места, где размещалось, а может и сейчас размещается устройство?
Странной кажется и та ночь, когда автоколонна подверглась налету ночного бомбардировщика. Мне кажется, что самолет просто сбросил осветительные бомбы, а автомобили были подорваны каким-то другим способом, ведь никто не слышал свиста падающих бомб, и точность попадания, была слишком высокой.
Может быть, все было сделано для того, чтобы похитить рулон странного материала? Кстати, небольшой его кусочек, примерно 30*40 см был найден на глубине трех метров при рытье колодца в конце пятидесятых. Странным оказалось то, что к нему вообще не прилипала грязь, а брошенный в воду распрямился и плавал по поверхности как поплавок. Куда он делся впоследствии, никто не помнил. Однако подметили, что после извлечения материала из колодца, каждый пролетающий над деревней клин журавлей распадался, птицы начинали кричать, делать круги и садились возле ближних кустов. После двух-трех часов отдыха журавли поднимались в небо и исчезали из вида. Да и сама деревня исчезла с лица земли подозрительно быстро в течение двух лет.
В общем, вопросов много. Может, кто-нибудь на них ответит?