Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ

СТАТЬИ

РАССКАЗЫ
КОНТАКТЫ

Транспорт будущего

Журнал "4*4" декабрь 2002г.

внедорожник

внедорожник

Помните, были такие популярные фантастические боевики с молодым Мелом Гибсоном, как "Воин дороги" и "Под куполом грома"? Действие в них происходит после планетарной катастрофы, поразившей человеческую цивилизацию. Отсюда и битвы за бензин, и банды жестоких мародеров… Ну так вот, герои вышеобозначенных фильмов, в том числе и Безумный Макс, носились по постапокалиптической пустыне на совершенно несуразных колесных аппаратах. К чему все это я? А к тому, что стоявшая передо мной … каракатица выглядела словно сошедшей с экрана реквизит.
Люблю я свою работу… Мне, например, очень нравится, что к зданию редакции периодически подкатывает очередное чудо техники, с которым мне предстоит подружиться. И по совести говоря, я уже практически перестал удивляться тому, что большинство полноприводных продуктов человеческой фантазии и увлеченности, мягко говоря, отличаются от сошедшего с конвейера автозавода №исходного материала". Но когда на моих глазах с автовоза съехала эта шестиколесная штуковина, я просто обомлел…

внедорожник

внедорожник

"А что, эта штука еще и ездит?" - видимо, я произнес это вслух… Командовавший выгрузкой невысокий человек с бородкой повернулся ко мне и задорно сказал: "И еще как! Хотите попробовать?" - "О чем разговор, конечно хочу!" Только вот сначала матчасть маленько поизучаю… При первом же взгляде на аппарат видно, что создатель машины не забивал себе голову вопросами эстетики и эргономики. Все выполнено по принципам прочности, функциональности и работоспособности. В основе машины - трехуровневая пространственная рама из металлического профиля и водопроводных труб. Двигатель и коробка передач от "Оки". Передние рычаги и стойки - тоже "Ока". Средние рычаги и подвеска - задний мост от … BMW третьей серии (места крепления амортизаторов, правда, перенесены, а сами подкачивающиеся амортизаторы взяты от Opel Record). Задняя подвеска - передний мост от Opel Vectra (вместе со стойками). Редукторы главных передач от "ЛуАЗа". В общем, идеальная материализация песенной строки: "Я его слепила из того, что было…"
Все шесть колес машины являются ведущими. Интересно, а каким образом это сделано? Неужели редуктор от луцкого вездеходика удалось сделать проходным? Нет, все оказалось гораздо проще. Со среднего редуктора момент посредством цепи передается на опорный подшипник колеса Ford Scorpio, а с него через ШРУС и жигулевский кардан - на передний мост… "А не развалится?" - подумал я опять, кажется вслух… "Схема очень надежна и за два с половиной года ни разу не подвела", - немедленно оппонирует создатель конструкции Александр. Ладно, поверим на слово и двинемся далее… Каждый из трех мостов имеет принудительную блокировку, изначально заложенную в конструкцию луазовских дифференциалов, а вот механические приводы к ним сделаны самостоятельно. Включаются блокировки рычагами типа ручного тормоза, и рычагов этих, естественно, три: слева от ручника расположился рычаг блокировки заднего моста, справа посередине - среднего, и впереди - переднего моста. Так, с блокировками, похоже, разобрались, можно "пощупать" и остальные органы управления. Залезаю в … нет, пожалуй, кабиной это назвать нельзя, скажем так: залезаю на место водителя… Ну рулевое колесо - это понятно. Попробую покрутить… Вот это да, на поворот баранки отзываются колеса не только переднего, но и заднего моста! Выходит, наша "кукарача" вдобавок ко всему и полноуправляемая! Вновь обращаемся за разъяснениями к конструктору… "Рулевой редуктор от Opel Record. От него идут тяги, как к передним, так и к задним колесам. Что же до передаточного отношения, то оно примерно в 3,7 раза больше, чем на стандартной машине", - поясняет Александр.

внедорожник

внедорожник

Поняли, разбираемся дальше… Есть у машины и "приборная панель"…
Приборы … явно использованы от грузовиков: есть указатели топлива и температуры. А спидометр? Спидометра не наблюдается. Впрочем, он на такой машине не особенно и нужен. А вот тахометр, наверное, не помешал бы. Так, педаль газа, сцепление… А тормоз-то где? Во как, педаль тормоза обнаруживается справа от рулевой колонки, и нажимать на нее нужно рукой! И еще, что-то не вижу я рычага переключения КПП. Ан нет, вот же он - слева от сиденья! Правда, и не рычаг вовсе, а этакая изогнутая железяка. Непривычно, конечно, ну да бог с ним, лишь бы работала…

внедорожник

внедорожник

А что это за странная конструкция? Оказывается, машина создавалась не только как снаряд для развлечений - это еще и работяга, немало потрудившейся на строительстве дачи своего изобретателя. Например, снег на участке он чистит просто замечательно, а странная железяка это… стрела, к которой подвешивается, например, бульдозерный отвал. А вот для путешествий или, скажем, поездок за грибами машину приспособить даже и не пытались. Впрочем, у Александра есть и еще один вездеход несколько иной конструкции. Выглядит он как маленький грузовичок. Причем впереди у него стоят 14-дюймовые колеса, а сзади две пары по 10 дюймов. В качестве редукторов Александр применил раздаточные коробки от "Нивы", с дифференциалом. В результате у него получилось восемь скоростей вперед и восемь назад. И хотя сзади колесики маленькие, едет он, по словам автора, тоже очень прилично. "Ну все, хватит пробовать, пора и испить…" Гружу нашего художника переменно-фокусного расстояния вместе со всем хозяйством в Isuzu, Александр занимает место за рулем своего детища - огородами на полигон!
Ну вот мы и на месте… Первым номером программы - показательные выступления. Александр заводит мотор, и раздается знакомое стрекотание "полувосьмерочного" двухцилиндрового движка, и у меня в буквальном смысле слова перехватывает дыхание. Кажется, меня уже трудно чем-нибудь удивить, но такого я еще никогда не видел! Во-первых, маневренность. "Полицейский разворот" с места исполняется с такой простотой и изяществом! А тем временем машинка отважно бросается на штурм бугров и буераков… Да, похоже, пересеченная местность - самая что ни на есть естественная среда обитания нашей шестиножки, а полностью блокируемая трансмиссия позволяет творить совершенно невообразимые вещи. Например, можно вывесить одно, два, три и даже четыре колеса и при этом совершенно свободно продолжать движение (предел проходимости ограничивается только сцепными качествами шин). Вот если бы поставить на машинку зубастую резину от квадроциклов, то, похоже, можно будет заезжать на вертикальные стенки.

внедорожник

внедорожник

А между тем мне уже не терпится самому попробовать "кукарачу". Но вот наконец фотограф объявляет технический перерыв для пополнения боекомплекта, и я занимаю место за рулем. Н-да, похоже, все мои прежние навыки по управлению автомобилем никуда не годятся… Во-первых, из-за непривычных органов управления (один ручной тормоз чего стоит!). А во вторых, наличие второй пары управляемых колес делает реакцию машины на поворот руля не просто острой, а сверхострой. Допустим, поворачиваешь баранку на привычный угол, а машинка шарахается чуть ли не под углом девяносто градусов…
Что ж, очень даже недурственно! Например, весной мне довелось покататься на вездеходике Argo 8*8. ну так вот, лазил "канадец" действительно здорово, но трясло меня в нем совершенно нещадно. Подвеска-то в Argo жесткая… точнее, никакой подвески нет вовсе. Наша же "кукарача" - совсем другое дело. Независимая подвеска всех шести колес позволяет носится по бездорожью с достаточным комфортом. Причем и бугры, и глубокие канавы, где периодически беспомощно развешиваются "УАЗы", проходятся без каких-либо затруднений.
Ну вот, пожалуй, и все. Пора возвращаться… А по дороге домой я думаю: интересно, а был бы спрос на подобный агрегат, если бы какой-нибудь завод взял на себя смелость начать производство чего-нибудь подобного? И не такого "самодвижущегося концепта", а вполне утилитарного аппарата, с удобными органами управления, небольшим самосвальным кузовом и валом отбора мощности, к которому можно было присоединять, например, роторный снегоочиститель. И чтобы машина была собрана не из деталей с автокладбища, а из серийных отечественных компонентов. И чтоб цена была божеская. Уверен, спрос был бы. Так почему же я не вижу ничего похожего в продаже?

Андрей СУДЬБИН