Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ

СТАТЬИ

РАССКАЗЫ
КОНТАКТЫ

Там, где пехота не пройдет

изобретатель Александр Копытов

"Автомобили и цены" №36 (120) 12-18 сентября 2005

Во времена советского прошлого изготовлением самодельных автомобилей в нашей стране занимались многие. На то были веские причины: отсутствие машин в свободной продаже, высокие цены на заводскую продукцию, небогатый выбор. С приходом рыночной экономики ситуация изменилась. Ассортимент отечественной и зарубежной продукции огромен - выбирай что хочешь, были бы деньги. Кажется, создание машин собственной конструкции должно утратить актуальность, но нет - и сегодня некоторые энтузиасты продолжают строить автомобили. С одним из таких изобретателей нам недавно удалось познакомиться.

Конструированием автомобилей Александр Копытов занимается около 20 лет. За это время он разработал несколько оригинальных конструкций. Примечательно, что все его модели предназначены для передвижения по пересеченной местности, что очень актуально, учитывая качество наших дорог.
вездеход

Первой машиной, созданной мастером, стал вездеход на базе инвалидной коляски СЗА со всеми ведущими колесами. Довольно быстро А. Копытов пришел к выводу, что для обеспечения идеальной проходимости, что для обеспечения идеальной проходимости внедорожник должен быть трехосным и полноприводным. Поэтому машины, построенные им в последнее время, имеют формулу 6*6. Они оснащены независимой подвеской всех колес, причем управляемыми сделаны колеса не только передней оси, но и задней. При такой схеме на повороте передние и задние колеса идут по одной колее. Для равномерного распределения веса на последних моделях конструктор располагает двигатель между средней и задней осями. По проходимости и маневренности такие транспортные средства не уступают гусеничной технике.
Чтобы сократить стоимость и время создания, а также уменьшить эксплутационные расходы, А.Копытов собирает свои машины из стандартных узлов и агрегатов как новых, так и побывавших в эксплуатации. В настоящее время он разработал целую гамму трехосных внедорожников. На двух моделях нам недавно посчастливилось покататься.
Та машинка, которая поменьше, называется "Фаланга". Каркас вездехода выполнен из металлического профиля и водопроводных труб. За водительским сиденьем установлен стандартный двигатель от "Оки". Трансмиссия и ходовая часть собраны из бывших в употреблении запчастей легковых автомобилей различных марок. Внедорожник получился очень компактным (длина 2900 мм, ширина 1500 мм, высота 1530 мм) и легким (800 кг). Несмотря на маломощный двигатель, благодаря высокому передаточному отношению в трансмиссии автомобильчик способен буксировать по пересеченной местности прицеп массой до 1500 кг.
Аппарат имеет несколько необычный внешний вид. При взгляде на "Фалангу" возникает ощущение, что ты попал на съемки фантастического фильма. Возможно, когда отечественный автопром загнется окончательно, а импортные автомобили после очередного дефолта станут нам не по карману, по российским дорогам будут ездить подобные монстры, собранные из того, что удалось найти на ближайшей свалке.

вездеходвездеход

Однако едет этот неказистый аппарат просто потрясающе! Угол преодоления подъема составляет 60 градусов! Машина могла бы вскарабкаться и на более крутую горку - тяги двигателя хватает, но дело в том, что она при этом переворачивается на крышу. Хотя ничего страшного не происходит: прочный каркас надежно защищает водителя и пассажира от травмы. Правда, при тестировании модели нам не удалось найти такого крутого подъема. Но, по крайней мере, мы сами могли убедиться, что машинка играючи преодолевает косогоры, на которые пешком забраться невозможно, даже подключив "полный привод", то есть на четвереньках.
Благодаря управляемым передним и задним колесам вездеход способен разворачиваться практически на месте (радиус поворота всего 2,5 м). Хорошая маневренность и небольшие габариты позволяют ему передвигаться практически в любых местах: лесные тропинки, овраги - родная стихия для этой машины. Там, где классические внедорожники вынуждены месить грязь в тракторной колее, "Фаланга" ее попросту объезжает по сухому месту.
Благодаря независимой подвеске всех колес она идет по пересеченной местности очень плавно и при движении удается поддерживать высокую крейсерскую скорость. Подвеска отличается повышенной энергоемкостью, на машинке можно без опаски прыгать с трамплинов: удары на кузов не передаются. Автомобильчик способен разгоняться до 60 км/ч (больше на бездорожье не требуется), а расход топлива составляет около 5 л/ч. Высокое расположение силового агрегата позволяет сделать днище машины плоским, поэтому что-либо повредить при преодолении препятствий практически невозможно. Дорожный просвет в зависимости от типа установленной резины составляет 200-250мм.
Другая машина конструкции А. Копытова - "Бекас" - боль it напоминает традиционные транспортные средства. Внешне этот вездеход похож на багги. Его конструкция принципиально не отличается от "Фаланги", но он крупнее (длина 3600 мм, ширина 1800мм, высота 1700мм). Вес авто составляет 1000 кг, но благодаря двигателю Honda мощностью 85 л.с. его динамические характеристики лучше. "Бекас" способен разогнаться до 80 км/ч, может перевозить до 15000 кг груза, а масса буксируемого прицепа возросла до 3000 кг. При этом маневренность машины осталась на высоком уровне (радиус поворота 3 м). Остальные характеристики такие же, как у "Фаланги".
вездеход



В настоящее время А. Копытов разработал несколько вариантов вездеходов с агрегатами от "Оки" и "Нивы" и готов выполнять заказы по их постройке. Возможна установка различных типов кузова вместимостью до 10 пассажиров. Ориентировочная стоимость вездехода составляет от 9,5 тыс. долларов (при использовании новых деталей). При использовании деталей бывших в употреблении, автомобиль оказывается дешевле. Сейчас изобретатель занимается разработкой плавающего варианта вездехода. Отдельные его узлы проходят обкатку на "Бекасе".
Насколько актуальны такие транспортные средства сегодня? Представляется, что подобные вездеходы пользовались бы спросом у любителей экстремальных видов технического спорта, лесников, охотников, рыболовов. Если наладить массовое производство машин, их цена существенно снизится, и они будут доступны для жителей села. Ведь в настоящее время, после того, как "Нивы" и УАЗы существенно подорожали, дешевых внедорожников на рынке нет. Поэтому в российской глубинке до сих пор продолжают эксплуатировать старые джипы производства Луцкого автозавода.
После небольшой доработки легкий вездеход можно с успехом применить в армии. Сегодня в наших войсках нет транспортера переднего края, предназначенного для эвакуации раненных с поля боя, подвоза боеприпасов на передовую и т.д. в советские времена такую модель - ЛуАЗ - 967М - выпускали на Украине. Но сейчас это уже заграница, а оставшиеся на военных складах машины давно распроданы. Рано или поздно возникнет острая необходимость в транспортных средствах соответствующего назначения.
Оригинальность конструкции вездеходов А. Копытова подтверждена авторскими свидетельствами, а в настоящее время изобретатель ищет единомышленников для организации производства своих транспортных средств.

Сергей ДЬЯКОНОВ
Фото: Сергей КОЗЛОВСКИЙ