Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ

СТАТЬИ

РАССКАЗЫ
КОНТАКТЫ

АЛЕКСАНДР КОПЫТОВ:

НА ПЕНСИЮ НЕ РАССЧИТЫВАЮ

Испуг от того, как резво и, на первый взгляд, совершенно безрассудно мы вдруг ринулись прочь с гладкого асфальта вниз в пропасть по почти отвесной глиняной горе, сменился удивлением и успокоенностью. Отчаянно трещащий двигателем от "Оки" маленький вездеходик двигался на редкость плавно, не создавая инерции, которая могла бы выкинуть нас из сидений. Вездеходик оказался еще и очень мощным, без труда взбираясь на горки, куда человеку и на карачках не вползти. Он разворачивался на месте, уверенно бросался в грязь, а в какой-то момент неожиданно въехал в довольно внушительных размеров куст, подмяв, но, не сломав его, и оказался на лесной полянке размером 2Х2, почти полностью окруженной высоченными деревьями. Лишь с одной стороны поляну отгораживало от выезда на простор поваленное бревно. Да и то: было оно с торчавшими вверх толстыми и острыми сучьями, похожими на клыки. Без тени колебания вездеход направился именно на них. Он даже не подпрыгнул, а буквально проплыл, проскользнул на шести колесах над бревном и опасными клыками, вырвался на свободу и, вновь выскочив на асфальт, вернулся на базу - к металлическим гаражам, откуда стартовал.
Здесь же мы и побеседовали с его хозяином Александром Копытовым о том, сколь успешен, бывает изобретатель-одиночка.

Должен признать, что, чтобы ездить на вашем вездеходе, мне, обычному водителю нужно совершенно поменять мышление. Пока же мое представление о возможностях техники значительно расширились. И я начинаю верить в невозможное. Кстати, а ваш аппарат способен много увезти?
Тот вездеход, что я вам показывал, - до пяти тонн. И это при его собственной массе в тонну и двигателе в сорок лошадей. Просто все дело в физике и элементарном расчете. На них и основано мое изобретение, которое я однажды запатентовал.

Вот бы такие вездеходы, только все же несколько покомфортабельнее - рыбакам и охотникам. Не предлагали заводам?
Ну, комфорт, понятно, дело наживное. У меня все-таки опытные образцы, кузова которых сварены буквально на коленке из водопроводных труб, и кусков железа. Если вложить деньги, то можно и печку поставить, и остекление сделать, да и вообще, придать моему аппарату товарный вид. Дело-то нехитрое. Тем более в условиях поточного производства. А заодно это бы позволило снизить и себестоимость.
Естественно, я предлагал свою конструкцию предприятиям. Только у них там мозги своеобразно устроены. Все основано на личном интересе чиновников. Приехал я, например, к военным. Они задали мне несколько грамотных, правда, вопросов, но предложили испытать мой вездеход на их полигоне с тем, чтобы я заплатил за это испытание миллион рублей: мол, столько стоит простой Уазик испробовать. Но я, во-первых, не огромный завод, а всего лишь кустарь-одиночка, у которого таких денег просто быть не может. Во-вторых, сколько же можно разработанный полвека назад и уже устаревший Уазик испытывать? Потом военные мне задали вопрос, совершенно поставивший меня в тупик: "А ваш вездеход в пятидесятиградусный мороз заведется?" Будто я новый двигатель придумал, а не ходовую конструкцию. Словом, на этом все и закончилось.

Тем не менее, я знаю, вы таки построили несколько машин под заказ
Да, для газовиков. Мои вездеходы сейчас под Пермью бегают. Но это ж капля в море. Вот если б организовать настоящее производство… Тогда можно легко конкурировать с известными зарубежными фирмами, с канадцами, японцами. И не только по проходимости, грузоподъемности и даже безопасности для окружающей среды. Их вездеходы стоят около ста тысяч долларов каждый. Мои - ровно на порядок дешевле.

Вы пока все же не теряете уверенности, что начнете на своем изобретении по-настоящему зарабатывать?
Я считаю, что нахожусь в самом начале пути. Идет процесс накопления информации и связей, друзей и помощников. Так потихоньку и двигаемся вперед уже восьмой год. Медленнее, конечно, чем хотелось бы. Но ничего, дорогу осилит идущий. А остальное приложится. Вот попутно как-то само собой защитил докторскую диссертацию по своей теме…

…Минуя кандидатскую?
Практически да. Они плавно перетекли одна в другую. Так что стал я теперь членом-корреспондентом Международной Академии Интеграции Науки и Бизнеса. Руковожу отделом экспертизы многофункциональных транспортных средств специального назначения. Но для меня, конечно, главное не звания, а чтоб мое изобретение, наконец, признали.

С собратьями, другими изобретателями не пробовали объединиться?
Изобретатели - это особый народ: каждый держится сам по себе. Других не жалуют. Трудно общаться.

А как вы стали изобретать? С чего вообще все началось?
С перестройки. Я по образованию - радиотехник. Но на производстве поработал совсем чуть- чуть: до развала СССР. Ушел, потому что понял, во-первых, что радиотехника - это не мое дело, во-вторых, что не могу работать у кого-то в подчинении.
Сначала в голове не было никаких идей, как жить дальше, и я не думал тем более и об изобретательстве, но была семья, которую нужно кормить и обеспечивать. Я устроился в ближайшую больницу дежурить на тамошней автоматике. Рабочий график позволял иметь много свободного времени, которое я использовал, в том числе и на то, что гонял под заказ автомобили из Германии.

Да, кстати, я хотел спросить, на чем вы в обычной жизни передвигаетесь? Или сапожник без сапог?
Ну, почему же. Как ни странно, мне все эти годы нравится "Ока". Хотя, когда гонял машины, каждую - а это, наверно, сотни полторы штук - до продажи сначала сам понемногу объезжал, но они мне не показались интересными. А "Ока" мне близка, может, потому, что я их потом в вездеходы переделываю.

Так вернемся, однако, к изобретательству…
В конце восьмидесятых, если помните, все было проблемой. В том числе и грузовик нанять. А я начал дачу строить. Мне нужно было цемент, стройматериалы возить. Я взял тогда две инвалидных коляски вроде тех, на которой нечистая троица в "Операции "Ы" ездила, разобрал их и собрал одну полноприводную на шести колесах грузоподъемностью в пять тонн.

Прямо вот так взяли - разобрали и собрали? Я разобрать, пожалуй, тоже бы смог. Но вот собрать… Даже одну таратайку… Нужны же специальные знания.
А с физикой у меня еще в школе было хорошо. Я ее не учил, а понимал. При этом позднее самостоятельно изучал механику, гидравлику, пневматику, да еще и журнальчики постоянно почитывал: "Техника молодежи", "Знания - сила", "Наука и жизнь". Еще была такая замечательная передача на телевидении "Это вы можете" про всякие изобретения. Вот благодаря всему этому я и сам что-то придумал. Затем на том вездеходике из инвалидок десять лет на даче отъездил, пока очередной аппарат не придумал - с большими возможностями. И мой вездеходик стал донором деталей.

А как происходит процесс придумывания и строительства?
Это как черный ящик, пустой внутри, который нужно начинить в соответствии с задачей. Но чертежи я не делаю. Все складывается в одну картинку сразу в голове. Постепенно идея обрастает механизмами и деталями. А они, кстати сказать (и это мой принцип), все стандартные, их можно просто купить в магазине.

И все-таки, как я понимаю, изобретательство пока не стало источником постоянного дохода для вас. Чем же вы зарабатываете?
Во-первых, я занимаюсь "лечением" автомобилей. Говорю "лечением", а не ремонтом, потому что ко мне обращаются, когда все сервисы уже отказали. Я же за такие случаи берусь и, как правило, спасаю машины. Причем еще и экономя деньги клиентов. Во-вторых, работаю в салоне красоты. …Массажистом.

Ого! Неожиданный поворот! А это-то, извините, с какого боку к вам пристало?
Проблемами оздоровления я занимаюсь еще с начала девяностых. Но здесь, как и в технике, меня интересует все нетрадиционное, не общепринятое. Например, восточные оздоровительные системы. Иглоукалывание. Так что случаи с медициной и техникой очень похожи. Я просто реализую то, что во мне заложено.

И что, вы хороший массажист?
Точнее все же мануальщик. Не мне говорить, насколько я хороший, но мой преподаватель, когда я оканчивал курсы, доверил мне при аттестации исправить свой собственный позвоночник. Тяжелый был случай. После аварии. Но я справился.

Так и хочется сказать: за что вы ни возьмись…
Ну, уж нет! Я точно знаю, что, например, меня совершенно бесполезно пытаться соединять с музыкой. Нельзя пускать в ювелирные дела, поскольку я не выношу кропотливой усидчивой работы.

Простите, а где у вас лежит трудовая книжка?
Дома. Я ж говорил - с девяностого года я больше нигде не служу. И на пенсию не рассчитываю. Меня такая мизерная заданность, запрограммированность вовсе не устраивает. Я уверен, что заработаю себе на старость сам.

Юрий СЕМЕНОВ, Специальный корреспондент "Работы для вас"