Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ

СТАТЬИ

РАССКАЗЫ
КОНТАКТЫ

Против всех традиций и правил.

Газета "Клаксон" - №11 июнь 2003г.

Вездеходы москвича Александра Копытова

Первое впечатление от этих машин - полная жуть. Примерно так должен выглядеть транспорт человека после ядерного Армагеддона. Или вирусного, или какого еще… Чудом выжившие люди передвигаются на вездеходах, наскоро собранных из подвернувшегося под руки лома. Будь у меня личная автосвалка, возможно, я бы собрал нечто подобное. Хотя - едва ли. Нет у меня волшебного дара Александра Копытова возвращать жизнь, казалось, уже навсегда мертвому железу. Кстати, не стоит смотреть на эти диковинные шестиколесные машинки свысока. По проходимости они превосходят любой из опробованных мною внедорожников (их было не меньше сотни), а под ужасной внешностью скрываются весьма интересные технические решения.

Без дизайна

На самодельные вездеходы Александр "подсел" несколько лет назад. Как выяснилось, это превосходный транспорт для дачи. Он собрал уже четыре таких автомобиля. Я ознакомился с двумя последними экземплярами.
- На дизайн Саше чихать, - рассказывает друг автора шестиколесников, приехавший на фотосъемку, - Вот когда он делал последнюю машину, мы уговорили его вспомнить об эстетике. Хоть чуть-чуть…
Я согласно киваю головой. По сравнению с другим аппаратом, который своим зеленым балдахином над кучей чумазых агрегатов напоминает то ли старый бронетранспортер на службе у турецкого султана, то ли погребальную колесницу Терминатора, последняя разработка - остроносый черный вездеход - уже действительно слегка похож на нормальное средство передвижения.
-Я его еще не закончил, - вступает в разговор Александр. - Чуть позже сделаю закрытую кабину с дверями и крышей… Ладно, поехали кататься.
Мы с фотографом запрыгиваем на деревянную платформу, прикрывающую вопящий без всяких глушителей двигатель, который установлен сзади этого необычного транспортного средства.
- Что за агрегат здесь? - кричу я в ухо водителю.
-Хондовский. "Один и четыре" литра. 12 клапанов. Была у меня "Honda" старая - еще 80-х годов. Я ее распилил, а мотор сюда пристроил. Он просто неубиваемый.
Тем временем сумасшедший аппарат подкатывает к крутому откосу, уходящему далеко вниз. Последнее, что я успеваю увидеть перед тем, как вездеход ухает вниз, - это куча стоящих у подножия деревьев. Надо было написать завещание…
Под свист полноприводной трансмиссии "6*6" я чувствую, как от мгновенного перепада высоты мои внутренности прилипают к позвоночнику. Мы мчимся вниз почти вертикально! Глаза впиваются в землю, которая приближается с ужасающей быстротой. Сейчас, кажется, я даже смогу прочитать надпись вон на том окурке…
И вдруг кошмар исчезает. Вездеход оказывается на горизонтальной плоскости, и Александр начинает нарезать круги между березами. Шестиколесник выказывает невероятную проворность, разворачиваясь практически на месте.
"Здесь главное, привыкнуть, что задний мост тоже управляемый. Поэтому радиус поворота очень маленький. Надо держаться поближе к дереву, которое объезжаешь…" - с этими словами Александр вновь кидает свой вездеход на косогор. Теперь уже - вверх. Аппарат поднимается с легкостью жука, бегущего по стволу дерева. Я покрываюсь холодным потом, представив, что будет, если вся эта железяка вздумает опрокинуться назад… Американские горки в Диснейленде после такого "аттракциона" покажутся вполне спокойным времяпровождением.

С бору по сосенке

-Где еще будем ездить? - спрашивает Александр. - Можем через ту рощицу напролом. А хотите - раздавим какой-нибудь старый кузов.
- А не застрянем?
- Никогда. Днище гладкое. И подвеска всех колес независимая. Дифференциалы среднего и заднего мостов заблокированы намертво. Я их на свалке с "Ford Scorpio" снял…
И вот при этих словах меня начинает слегка "клинить". Оказывается, по техническому замыслу машина Александра Копытова превосходит многие зарубежные разработки. Взять шестиколесный вездеход "Argo" из Канады, на котором мне доводилось гонять в лесах близ Питера. Подвеска там на жестких осях, рулевого управления нет вовсе (поворот осуществляется торможением колес с одного борта). А в этом совершенно жутком аппарате - полностью независимое шасси. "Баранка" воздействует одновременно на передние и задние колеса. Не перевились таланты на земле русской.
Озадаченно спрашиваю;
-По какому принципу вы вообще делаете свои вездеходы?
- Ни по какому. Просто собираю кучу разных старых деталей и потом начинаю думать, как все это соединить вместе. Например, стойки независимой подвески здесь взяты от вазовской "восьмерки", а диагональные рычаги средней оси - от BMW. Все остальное тоже с миру по нитке. Я даже собираю машину в два этапа. Сначала одну часть, а потом другую. Целиком она в мой гараж не помещается.
Вскоре бешеная свистопляска на экстремальном бездорожье заканчивается. Начав кашлять и стрелять несгоревшей смесью в выхлопной системе, хондовский мотор умолкает.
- Похоже, грязь в карбюраторе, - ставит диагноз Александр и, одним привычным движением сняв деревянную платформу, начинает колдовать над двигателем.
Я же принимаюсь рассматривать механическую начинку диковинного аппарата. Интересно, как работает трансмиссия "6*6"? Оказывается, от обычной автомобильной коробки передач отходят валы на задний и средний мост. А вот передний приводится через промежуточную цепную передачу.
- Откуда цепь взята? - интересуюсь я.
- Не помню. Валялась в гараже. Приспособил, вроде работает… Да ты не скучай. Пока прокатись на второй машине. Она, правда, послабее. В ней мотор от списанной "Оки" стоит. Но проходимость не хуже.

Тормози рукой!

С опаской я подошел к шестиколесной "каракатице", увенчанной зеленым балдахином. Кресло пассажира висит прямо в моторном отсеке. Слева от него - двигатель. В ногах тянется приводная цепь.
Заглянув в подобие кабины водителя, я окончательно запутался. Две педали, как и полагается, стоят на полу. Зато третья… висит на уровне моего плеча справа. Наверное, такая компоновка рассчитана на бедующее, когда люди мутируют в осьминогов. С остальными органами управления тоже не легче. Как запускать двигатель? Чем переключать передачи? Ничего не понятно. Ко мне подбегает создатель машины.
Какие проблемы? Смотри - это тумблер стартера. Этим переключаются передачи (при этом Александр хватается за какую-то ржавую кочергу, торчащую слева от водительского кресла). Трогаться можно с третьей или четвертой передачи. Первая и вторая считай, понижающие - для тяжелого бездорожья.
- А это что за рычаги? - я указываю на облезлые (какие еще здесь могут быть?) стальные палки, торчащие из самых неожиданных мест.
- Они блокируют дифференциалы. Это тебе сейчас не понадобится. Заводи, поехали… Только помни, что я тебе говорил: когда объезжаешь деревья, держись к ним поближе - задняя ось поворачивается и машина очень маневренная. После обычного автомобиля можешь врезаться во что-нибудь…
И мы поехали. Подвеска на удивление мягко "обтекала" кочки всеми шестью колесами, каждое из которых независимо от других отрабатывает неровности.
- Нравится?! - интересуется Александр.
- Пока не знаю!!! Но в этом что-то есть!!!
Сидя в грохочущем экипаже, невозможно говорить нормальным голосом. Можно только орать.
- Тогда штурманем ту горку!!! Переходи передачей пониже! Включай вторую, газ полный!!!
Сам подъем я толком не помню. На вершине холма шестиколесник подлетел в воздух, рухнул на землю, лязгнув стальными внутренностями, и понесся дальше в разгоне.
- А как тормозить?! - вдруг опомнился я.
- Жми рукой на педаль, что сбоку висит!
- Рукой?!
- Да! Места на полу не хватило! Повесил педаль на стойку!!!
… Поразительный аппарат. Прежде ничего похожего встречать не доводилось. И еще вездеходы Александра Копытова поражают своей воистину тараканьей живучестью. Например, пропоров на бездорожье два колеса, создатель вездехода просто снял их и поехал в шиномонтаж на оставшихся четырех. Какой еще автомобиль способен на такое?

Дмитрий ФЕДОРОВ.