Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ

СТАТЬИ

РАССКАЗЫ
КОНТАКТЫ

"Проходимцы" Копытова

Журнал " Техника - молодежи" ноябрь 2003

На прошедшей в дизайн - центре НАМИ специализированной выставке "Автомобильные технологии и материалы" нашему журналу предоставили отдельный стенд, а мы отвели на нем место материалам о творчестве московского изобретателя А.В. Копытова, которые пользовались неизменным вниманием посетителей. А ими большей частью были специалисты…

Но мы познакомились с ним задолго до выставки. Копытов подвез нас к обычному для Москвы "комплексу" гаражей, возле которых возились с "москвичами", "Жигулями", "волгами" и подержанными иномарками их владельцы. Копытов открыл свое хранилище и вытолкал наружу странного вида экипаж с открытым кузовом и шестью колесами, после чего предложил посмотреть, на что он способен. А посмотреть было на что.

 вездеход Фаланга  вездеход Фаланга

6-колеска сходу, на приличной скорости, взлетела на 60 градусный подъем и живо съехала. Потом Копытов остановился на откосе носом вверх, удерживаясь двумя парами задних колес, затем повторил маневр, но в обратном направлении.
Легко, можно сказать - непринужденно, машина лавировала между деревьями, не снижая скорости, преодолевая рытвины и заросли кустарника. Разогнавшись, водитель разом поворачивал передние колеса вправо, а задние влево и вездеход на месте делал пирует на 360 градусов.
После демонстрации возможностей машины мы разговорились с ее создателем.
- Я назвал ее "Фаланга", а вообще даю машинам прозвища после испытаний, на которых они проявляют свой норов, - рассказал Александр Вадимович.
У 600-колограмовой "Фаланги" открытый кузов с дугами безопасности, на которые крепится тент. Кузов и все агрегаты и узлы установлены на трехуровневой раме из труб разного сечения.
Мотор от легковушки "Ока" Копытов развернул поперек машины и снабдил "родной" коробкой перемены передач и главной передачи от ЛуАЗа, редукторы последней - с блокируемыми дифференциалами. Охлаждение двигателя жидкостное, с радиатором, оборудованным автоматически включающимся вентилятором. Они смонтированы справа за местом водителя, а между 2-ой и 3-й осями устроен отсек для аккумулятора.
вездеход Фаланга

Все шесть колес (от "Волги") идут по двум колеям, передние и задние выполнены управляемыми. Это позволило сократить радиус поворота, сделав машину верткой, а межосевые дифференциалы оказались ненужными.
Подвеска независимая, пружинная, мягкая, поэтому вездеход не подскакивает на ухабах. На средней оси находится подкачиваемый амортизатор. Регулируя давление в нем от 0 до 8 кг/см 2 можно изменять клиренс от 200 до 250 мм.
На плоском днище нет выступающих частей ("нечему отрываться"), все находится внутри кузова, а редуктор и основные узлы устроены на стальном листе толщиной 1,5 мм. Впереди навешивается поднимаемый вручную бульдозерный отвал, сзади установлен кран грузоподъемностью 300 кг с вылетом стрелы 1,5 м.
Поскольку центр масс машины совпадает с ее серединой, ей присущи повышенная устойчивость и улучшенная маневренность - радиус поворота не превышает 2,5 м (что мы и наблюдали).
Смонтированный сзади барабан с тросом предназначен для буксировки прицепов, по пересеченной местности - 1,5-тонного, по твердому грунту - 5-тонного.
Мы спросили Александра Вадимовича, когда и почему он занялся разработкой столь необычных средств транспорта. Оказалось, что по специальности он отнюдь не транспортник, тем паче не конструктор, а радиотехник и всего лишь автолюбитель. Вездеходами он заинтересовался лет 20 назад, чтобы облегчить житье на даче и в ее окрестностях, в частности, "захотелось ездить там, где другим приходится ходить": по лесам, по полям, бездорожью, заболоченным участкам, и облегчить некоторые хозяйственные работы, хотя бы подвоз строительных материалов.
- Поразмыслив, остановился на трехосной схеме с колесной формулой 6*6, - продолжал наш собеседник.
- Почему именно на ней?
- Чем больше колес, тем лучше, меньше удельное давление на грунт, значит выше проходимость, на ходовую часть не влияют изменения нагрузки. На пересеченной местности, зыбкой почве или снегу "лишняя" пара колес никогда не бывает лишней, недаром многоосными проектируют специальные вездеходы, бронетранспортеры и тяжелые грузовики.

 вездеход Фаланга  вездеход Фаланга

Мы спросили Копытова, знал ли он о трехосном вездеходе "Ухта" А. Кулыгина, призера смотров-конкурсов самодельных автомобильных конструкций и других подобных разработках.
- Нет, так легче делать свое. И вообще люблю независимость.
И Александр Вадимович принялся творить. Первый вездеход он собрал из деталей двух инвалидных колясок, дополнив его прицепом для перевозки нужных на даче материалов. За ним последовал выполненный по той же схеме грузовой трактор с жестким расположением колес, причем правые и левые при поворотах вращались в разные стороны, как у гусеничных машин.
На следующих моделях Копытов использовал проверенные на предыдущих детали, узлы и элементы, непременно дополняя их новыми. Неизменной оставалась только общая компоновка и устройство ходовой части.
Стоит отметить, что он, как правило, применял двигатели, коробки передач и некоторое другое оборудование серийных автомобилей, всякий раз умело приспосабливая их к своим изделиям.
Его вездеходы обладают схожими "тактико-техническими характеристиками": длина - 2,9 - 3,6 м, ширина - 1,5 - 1,7 м, высота - 1,5 - 1,8 м, все преодолевают подъемы в 50-60 градусов, развивают 50 - 60 км/ч, радиус разворота составляет от 2,5 до 3,5 м. зато каждому присущи свои "изюминки".
Так, на всех колесах 5-местного "Носорога" Копытов установил редукторы от ЛуАЗа с передаточным отношением 1,29; двигатель от "Оки", расходующий в час 5 л бензина, разгонял машину до 60 км/ч. Три редуктора главной передачи, тоже от ЛуАЗа, имели блокировку дифференциалов, радиус разворота не превышал 3 м.
Машина весом 900 кг, длиной 3,6 м, шириной 1,7 м, высотой 1,86 м, клиренсом 400 мм, берет подъемы до 60 градусов, принимает до 1,5 т полезной нагрузки и оснащена бульдозерным отвалом. Радиатор и днище подобны "фалангистским". В зависимости от состояния грунта "Носорог" водит прицепы массой от 2 до 5 т.
В 1998 году появился одноместный "Космополит" весом 600 кг, длиной 3,5 м, высотой 1,7 м, который автор назвал "самым изощренным из своих изделий". В самом деле, передние колеса были размером 175/70, средние и задние 125/80. необычно была выполнена двигательная система. Двухтактный, 14-сильный мотор с принудительным охлаждением Копытов позаимствовал у мотоколяски СЗД, внедрил 4-ступенчатую коробку перемены передач, электрический стартер и автомобильный генератор. Силовая установка обеспечивала максимальную скорость 50 км/ч и преодоление подъемов до 50 градусов, радиус разворота составлял 3,5 м.
Коробка передач сообщалась роликовой цепью с реверсивным редуктором. Который на трех отключаемых при необходимости редукторов главной передачи имел демультипликатор и принудительный механизм блокировки дифференциала.
На съемной задней площадке размером 1,6 * 1,5 м укладывался груз весом 600 кг. Впереди, как и на других моделях Александра Вадимовича, был легкосъемный бульдозерный отвал. В походном положении он устанавливался горизонтально и служил дополнительной платформой, а при столкновениях и других авариях защищал водителя.
Очередной 3-осник - "Бекас" - получил остекленную утепленную кабину с поручнями на крыше. Водитель располагается в центре, слева от него пассажир. Любопытно, что Александр Вадимович оборудовал "Бекас" дистанционным пультом управления и движения с помощью миниатюрного, размером с "мобильник", пульта - наверное, сказалась основная профессия изобретателя. За кабиной он устроил открытую грузовую платформу с невысокими бортами.
Копытов предусмотрел возможность модернизации "Бекаса", в частности оснащение его новым, герметичным, водоизмещающим корпусом и тогда сухопутный вездеход превратиться в амфибию.
Небольшой верткой вседорожной машиной уже заинтересовались военные, которым нужен так называемый "транспортер переднего края". Что ж, посмотрим…
…Жюри "НАМИ-экспо" удостоило А.В. Копытова диплома за разработку уникальных полноприводных 6-колесных вездеходов. Такой была оценка профессионалов.
Итак, Александр Вадимович последовательно шел от модели к модели, постоянно совершенствуя конструкцию и используя отработанные узлы и детали, но оставляя неизменным принципиальное компоновочное решение ходовой части. А что же дальше?
Наш собеседник сказал, что подумает о 8-колесной машине (помните, "чем больше колес, тем лучше"), которая, сохранив отменную проходимость и маневренность, станет более вместительной и грузоподъемной…
Игорь БОЕЧИН