Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ

СТАТЬИ

РАССКАЗЫ
КОНТАКТЫ

Изобретатель Александр Копытов

Везде пройдет семейный вездеход

Газета "Семья" №8 2002 года

Взбираться на отвесные горы, с легкостью перескакивать с одной на другую и разворачиваться на месте может вездеход Александра Копытова

- Сейчас я конструирую вездеход, который будет и по стенам ездить, - весело сообщает романтик автостроения Александр Копытов. Мы едем на полигон, где Александр будет демонстрировать способности своего последнего изобретения - шестиколесного вездехода "Фаланга". Изобретатель утверждает, что его чудесная машина легко и непринужденно может взбираться на отвесные горы с рыхлым снегом, ездить по кустам и сама откапываться. Последние испытания "Фаланга" проходила на свалке. Одолевая с легкостью одну за другой горы мусора и подтверждая гордое звание вездехода, творение современного Самоделкина испытание выдержало. На мой вопрос, зачем москвичу вездеход, Александр Копытов, как всегда, отвечает с юмором.
- По Москве, с ее вечными пробками, только на вездеходе и можно проехать, или на вертолете долететь до нужного места.
На самом деле "Фаланга" уже прошла и более серьезные испытания. Сейчас вездеход готовят поставить на вооружение в отряд спасателей. В отряде УСМ (универсальной спасательной машине) уже дали свое имя со сложным порядковым номером из множества букв и цифр. Предложил Александр свою оригинальную разработку и в Министерство обороны, но там только скептически посмотрели на чудо-агрегат, собранный из водопроводных труб, запчастей от различных автомашин, холодильника, стиральной машины, прутьев стального забора, и предложили изобретателю самому провести полевые испытания вездехода в Бронницах. Причем оплачивать эксперимент предполагалось из кармана самого автолюбителя-конструктора. Ни много, ни мало - четыреста долларов стоило бы "Фаланге" подтвердить свои вездеходные возможности. Но Александр решил, что они с вездеходом обойдутся и без этого.

вездеход

Относиться к вездеходу, как к живому существу, начал его создатель с тех самых пор, как "Фаланга" несколько раз кряду спасла испытателю жизнь. Машина вывозила, будто по своей воле, водителя вездехода прямо из-под колес встречной скоростной иномарки, не давала застрять даже в самых топких болотах и преодолевала крутые буераки. Вездеход стал семейным с тех пор, как в изысканиях отца начал принимать участие Сан Саныч - младший и наиболее технически одаренный ребенок в семье Копытовых.
- Заработало! - в очередной раз радостно кричал из кабины водителя Саша, прогоняя усовершенствованную конструкцию вездехода по сотни раз езженым горкам, невдалеке от гаражей.
Пристально разглядывая вездеход Копытовых, с удивлением замечаешь своеобразно выгнутые и закрученные конструкции, отслужившие свой век на кухне самого хозяина. Ржавые железки, по мнению Александра, и не нуждаются в чистке - чем страшнее будет выглядеть вездеход, тем привлекательнее он станет для любителей экстремальных путешествий.
- Мы занимаемся клонированием вездеходов вот в этом гараже, - распахивает дверь одного из гаражей Александр-старший. - "УАЗ", "Опель-рекорд", "Форд Скорпион", "Ниссан", старинная инвалидка, "ОКА" стали донорами очередного вездехода. Мы с сыном, как правило, берем основу от старого, видавшего виды вездехода, и начинаем колдовать над новым изобретением. Вначале появляется скелет - задняя подвеска, на которую наращивается контур машины. Колеса, как правило, хорошо подходят от "УАЗа", или, как в народе его называют, "козла". Только у вездехода колес целых шесть. Наверное, количество колес да конструкция и дают ему такие, если со стороны смотреть, фантастические возможности.
Оба Александра Копытовых вездеходы свои знают изнутри, поэтому и то, что последняя машина взбирается на возвышенности под углом в 75 градусов, чудом не считают. Хотя, честно говоря, глядя на семейное творение, с трудом верится, что вездеход заведется, а не то что осилит поднебесные кучи песка и снега. Но вот Александр-старший садится за руль, берет с собой в экипаж сына и тут начинается целое представление экстремальщиков.
Оно может продолжаться часами. Не проблема для Копытовых проехать через небольшие кусты и заборчики. Вездеход, легкий и маневренный - вес у него 800 килограммов, приминает тонкие ветки, успешно разворачивается на месте и объезжает массивные деревья. Иной раз вездеход накреняется и зависает над горой почти в горизонтальном положении - вот-вот вывалится водитель и его штурман, ведь в машине не предусмотрено даже ремней безопасности. Но тщательно продуманное расположение колес не дает легкому корпусу перевернуться. Вездеход, оправдывая свое название, задерживается на несколько секунд на вершине горки, чуть ли не повисая в воздухе, и начинает так же медленно и продуманно сползать вниз - набирать скорость среди рыхлого снега ни к чему.
- Неужели ни одного ушиба? - удивление у одного из водителей, наблюдавших за отцом с сыном, совершенно искренне.
- Я отделался шишкой на лбу, да и то получил ее до нашей поездки, когда снимал с вездехода ковш для чистки снега, - ощупывает ссадину Александр-старший. - Друг подарил мне каску, пуленепробиваемую. Нужно было надеть, разумеется...
По двенадцать часов в сутки, все выходные напролет, отец и сын Копытовы проводят в гаражах на окраине Москвы, где и устраивают свои представления для любителей острых ощущений. Увлеченные и просто-напросто влюбленные в технику, они собирают ненужные детали от старых и вышедших из строя машин по автосервисам и могут прямо сказать - их конструкции вездеходов самые дешевые в мире.
- Крутые вездеходы на шести колесах делают в Канаде, но они и стоят круто - десять, а то и двенадцать тысяч долларов. Строители вездеходов, как мы их с отцом называем, не понимают, что машина должна быть легкой и маневренной, а не тянуть своим весом к земле. Как правило, "изобретатели" навешивают на автомобиль-внедорожник новые детали. В основу "вездехода" берут каркас "Нивы" или "джипа", утяжеляя его неимоверно, - со знанием дела поясняет двадцатилетний Александр. - Конечно, очень хотелось бы пообщаться с такими же изобретателями, как и мы. Только пока я людей увлеченных и даже, может быть, влюбленных в вездеходы не встречал. Распространен и другой вариант сборки - стараясь сделать вездеход как можно более простым, механики сажают на огромные колеса небольшую кабину. Мы же делаем машину проходимой в лесу, по болоту, в горах и степях не за счет величины колес, а за счет самой конструкции.
Только поздно вечером женская половина семьи Копытовых видит мужчин дома. Плотный ужин, традиционный просмотр телевизора, на другие увлечения у влюбленных в технику романтиков не остается ни сил, ни времени. Правда, у Александра-старшего есть железное правило, которому он не изменяет - перед тем, как упасть на подушку и тут же уснуть, он всегда мажет руки кремом, да и в гараже работает только в перчатках. Дело в том, что в свободное время от строительства вездеходов глава семейства зарабатывает деньги, проводя сеансы силового массажа. Именно так, а не наоборот - первым делом вездеходы, ну а денежки потом.
- Как ни банально это звучит, дело моей жизни, да и сама жизнь, - вездеходы. Всем нужно заниматься с огоньком, только так можно и хорошо заработать, и создать что-то стоящее. Массаж - это мое второе увлечение, на которое времени толком, как водится, не хватает. Даже вечером, сидя у экрана телевизора, я смотрю новости, а ловлю себя на мысли, что о своем думаю.
Вот упал самолет на границе Тверской и Московской областей. Два дня спасатели до него добраться не могли - снежные заносы, нелетная погода. А для моей "Фаланги" такая задача - просто ерунда, в два счета мы с сыном на вездеходе к месту крушения могли бы добраться, да еще и экипаж спасателей со всем снаряжением могли бы с собой захватить. Считаю, что и в той же Чечне вездеход может пригодиться.
Единственное, о чем жалеют Копытовы, так это о том, что с их вездеходами нельзя поучаствовать в гонках на выживание. Мешают два лишних колеса.
- Несколько раз мы выступали с заявкой на участие, да вот незадача - в правилах соревнований оговаривается, что к старту может приблизиться только машина на четырех колесах. Не будем же мы из-за этого "Фалангу", названную так в честь насекомого, колес лишать.
Самая большая мечта Копытова - добраться на своем вездеходе до Крайнего Севера. Через топкие болота, по лесам и полям. Любитель приключений готов преодолевать все новые трудности, отсчитывая километры бездорожья Подмосковья, Сибири, Урала.
Знакомые Копытовых порой не понимают, как это могут отец с сыном над ржавыми железками целыми днями корпеть, отправляться в рисковые путешествия на самодельной машине.
- Недальновидные люди, - хитро улыбается лиричный техник. - Я для себя давно решил, что если в небо когда и придется подниматься, то только на своем вездеходе. Придется ему, пожалуй, для этой цели крылья приделать.

Марина СМАГИНА