Vezdehod6x6.ru

ГЛАВНАЯ
O АВТОРЕ
ВЕЗДЕХОДЫ

СТАТЬИ

РАССКАЗЫ
КОНТАКТЫ

Из тех же кубиков - а как красиво!

Журнал "Изобретатель и рационализатор" август 2004 года

автор изобретатель Александр Копытов

Скромный городской автомобиль "Ока" превратился в агрессивный и маневренный вездеход, которому нет равных. Автор идеи оригинальной компоновки узлов и агрегатов он же конструктор и исполнитель - АЛЕКСАНДР КОПЫТОВ.

вездеход

Такие "цирковые" номера Александр исполняет играючи.

Вездеход - это что-то могучее, в сотни лошадиных сил под капотом, на двухметровых колесах, что ни купить, не прокормить человеку нормальному не под силу. Ну и водитель чтобы под стать. Так полагают многие, в том числе и специалисты.
Творение Копытова напоминает скорее остов диковинного животного, которому еще при жизни сильно не повезло. Глаз, замыленный текучими обводами и блеском, отказывает ему в родстве даже с отечественным Автопромом.
О том, что эта фигура из металлического профиля и водопроводных труб - транспортное средство, догадываешься только по наличию колес. Зато их аж 6 штук, и как оказалось все ведущие. Вращаются любым двигателем от переднеприводного автомобиля. Эта модель (пятая на счету Копытова) довольствуется движком от "Оки", развернутым не поперек, как положено, а вдоль рамы, между второй и третьей осями. От нее же - коробка передач, соединенная валами с задним и средним мостами. Редукторы главных передач заимствованы от ЛуАЗа.
Момент от среднего редуктора цепью передается на опорный подшипник колеса от Ford Scorpio, а с него через ШРУС и жигулевский кардан - на передний мост. Луазовские дифференциалы выбраны не случайно - они обеспечивают принудительную блокировку каждого из трех мостов.
Признаюсь, приглашение Александра прокатиться восторга не вызвало. Исключительно из вежливости и немного из любопытства взгромоздился в кресло пассажира рядом с двигателем. Времени на обустройство не оказалось вовсе. Рванули с четвертой, только и успел вцепиться в ближайшую трубу потолще. И началось. Головокружительные развороты почти на месте, крутой слалом между деревьями, немыслимые подъемы и ощущение нездоровой легкости на спусках в почти свободном падении. При этом ни надсадного рева двигателя, ни пробуксовки колес, ни подобающей рельефу тряски я не заметил. Ямы и торчащие обломками бетонных плит вездеход легко обтекает шестью независимо подвешенными колесами, а полный привод и полностью блокированная трансмиссия гарантируют живучесть вездехода, даже если четыре из них зависли. Однажды, проколов два колеса, Александр их просто снял и без приключений добрался на оставшихся.
За счет трансмиссии удалось вчетверо увеличить тяговое усилие. Как-то заспорили Копытов с водителем КрАЗ-255. Когда дискуссия зашла в тупик, подцепили трос и перешли к практическим испытаниям. К немалому удивлению оппонента, несуразное сооружение (напомним с двигателем от "Оки") без надрыва потянуло за собой 15-тонную махину трехмостового крана.
На трассе вездеходу скучновато. Свои 60 км/ч он отрабатывает, а больше ему и не надо. Зато на бездорожье его не догонишь. Невероятную маневренность обеспечивает рулевой редуктор от Opel Record. Правда, тяги от него идут не только к передним, но и к задним колесам. К тому же передаточное отношения в 3,7 раза меньше, чем обычно. Поэтому машина так остро реагирует на незначительный поворот руля, шарахаясь, как НЛО, под углом, близким к 90 градусам. Растопырив 4 колеса, можно мягко соскользнуть с крутого склона, подрулить при подъеме, выбраться из глубокой колеи, уклониться при неожиданной встрече с препятствием.
вездеход

По мнению автора, в подборе и компоновке узлов нужно максимально использовать их возможности, но без перегрузок. И ему это во многом удалось. Машина стала легче, работа механизмов ровнее и ритмичнее, увеличилась функциональность, надежность и ресурс автомобиля.
Вообще-то, Александр Копытов - радиотехник по образованию. Начало его трудовой деятельности совпало с перестройкой. Угодил он тогда в автосервис, да так ловко и удачно, что с тех пор ни о чем другом и не мечтает. Тогда же начал собирать свой первый вездеход. Случайно попавшая в руки и им же отремонтированная инвалидная мотоколяска отлично бегала по пересеченной местности. Приобрел такую же и пристроил к ней сзади второй ведущий мост. Честно отработав свое, первенец стал донором для первого полноприводного шестиколесника. Сейчас с "конвейера" Копытова сошло уже пять вездеходов, разных по мощности, оснастке, элементной базе.
Технология необычная. Александр не признает чертежей, считая это лишней тратой времени. Он практически не создает даже детали (ни разу ничего не заказывал токарю). Зато с невероятным чутьем заново компонует и подгоняет друг к другу готовые узлы и блоки, на первый взгляд абсолютно несовместимые. Как из кубиков детского конструктора, он может собрать неожиданно новое. Предпочитает "кубики" отечественного производства в надежде на возрождение нашей автомобильной промышленности.
Что касается дизайна, Копытова это пока не занимает вовсе. Гораздо важнее отработать концепцию и адекватные инженерные решения. Впрочем, после ходовых испытаний и разборки полетов внешний вид машины уже не кажется таким странным. Хотя в фильме "Сталкер" А. Тарковского она смотрелась бы органично.
Сам же Александр Копытов - поджарый и подвижный, как и созданные им автомобили, легко и интересно соображающий, весь в новых проектах. В голове изобретателя уже готова почти идеальная модель с двигателем Honda, раздаточными коробками от "Нивы" и уазовскими бортовыми редукторами.
- Вот это будет машина! - обещает Александр.
- А пытались?..
- Ну, как же, предлагал. МЧС вроде заинтересовалось, даже финансирование обещали, да как-то все затихло.

Е. Рогов